Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
Автомобильный транспорт имеет целый ряд преимуществ на рынке грузоперевозок. Мобильность, скорость, независимость местоположения отправителя и получателя грузов от портов, крупных городов или железнодорожных путей, относительно небольшие затраты времени на загрузкуразгрузку товара, а также возможность быстро среагировать в случае форс-мажорных обстоятельств, - вот те основные преимущества, которые делают автомобильный транспорт лидером на рынке грузоперевозок России. Единогласно эксперты сходятся во мнении, что автомобильные грузоперевозки – наиболее эффективный способ доставки груза на близкие расстояния (внутри города или области).
Содержание |
2023: Объем российского рынка автоперевозок крупнотоннажных грузов за год вырос на 40% до 4,6 трлн рублей
В 2023 году оборот российского рынка автоперевозок крупнотоннажных грузов достиг 4,6 трлн рублей. Для сравнения, годом ранее объем данной отрасли оценивался в 3,3 трлн рублей. Таким образом, зафиксирован рост на уровне 40%. Об этом говорится в материалах Kept, опубликованных 23 сентября 2024 года.
Авторы исследования рассматривают перевозки генеральных, насыпных, пылевидных, наливных, негабаритных и прочих грузов тягачами с полуприцепами типа тент/изотермический фургон/рефрижератор, бортовыми прицепами, цистернами и прочими видами прицепов вместительностью более 10–12 тонн. Называются несколько факторов, способствующих расширению рассматриваемого рынка. Это продолжающаяся стабилизация макроэкономических показателей, рост объемов розничной торговли, развитие электронной коммерции, а также принятие государственных мер и реализация цифровых проектов, включая инициативы в области электронного документооборота и создания электронного реестра грузоперевозчиков.
Средняя месячная выручка на один тягач на российском рынке автомобильных перевозок крупнотоннажных грузов в 2023 году составила около 583 тыс. рублей против 469 тыс. рублей годом ранее. При этом парк тягачей увеличился в годовом исчислении с 618 тыс. до 679 тыс. единиц. По оценкам участников рынка, в 2023-м наблюдалось повышение тарифных ставок по ряду ключевых направлений более чем на 20%, вызванное восстановлением экономики, перестройкой логистических маршрутов, а также ростом себестоимости.
В исследовании говорится, что в денежном выражении рынок будет расти в среднем на 7,5% в год и может достичь 6,9 трлн рублей к 2028-му. При этом отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции и низкой степенью консолидации. Кроме того, наблюдается ценовой демпинг со стороны отдельных игроков.[1]
2022: Транспортные компании обратились к государству за поддержкой из-за санкций
Ситуация на рынке грузоперевозок ввиду изменившихся экономических условий становится напряженной. Себестоимость транспортировки уже выросла на 10-12%, а стоимость обслуживания грузовой техники — на 60%. Об этом стало известно 31 марта 2022 года из письма, направленного уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову от сообщества топ-менеджеров логистических компаний. Среди подписантов документа компании ПЭК, GLT, «Альтика М», СПАК, а также Dentro. Подробнее здесь.
2020
Рост рынка за год на 10%
По данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», рынок автомобильных грузоперевозок по итогам 2020 года вырос почти на 10% по сравнению с 2019 годом, несмотря на обрушение во время весеннего локдауна в апреле-мае 2020 года. Восстановление началось в июле, при этом явная положительная динамика наблюдалась на протяжении всей второй половины года. На эту тенденцию почти не повлияли ни вторая волна коронавируса, ни введенные осенью ограничения.
Количество сделок на перевозку грузов выросло по сравнению с 2019 годом на 9,4%. Согласно статистике «Биржи грузоперевозок ATI.SU», уже по итогам трех кварталов 2020 года рынок показал рост, однако значительно менее существенный (+5,5%). Что касается цен на услуги, то они на протяжении года оставались на стабильном уровне.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
В 2020 году в перевозках по России наблюдался заметный рост почти по всем основным направлениям. Особенно уверенно набирали обороты перевозки из Московской области: так, количество заявок на перевозки внутри Подмосковья выросли на 16% (до 766 тысяч), перевозки в Ленинградскую область – на 12% (до 439 тысяч), в Краснодарский край – на 14%, в Нижегородскую область – на 17%, в Татарстан – на 24%, в Воронежскую область – на 18%, в Свердловскую область – на 20%. Таким образом, роль центрального региона как грузового хаба продолжает расти.
При этом ATI.SU отметила и положительную динамику внутри нескольких ведущих регионов страны. Так, на 16% выросло количество заявок на перевозки по Краснодарскому краю, 19% прибавили перевозки внутри Татарстана, рост в Челябинской области составил 14%. Более скромно выглядят перевозки по Ленобласти (-5%), также на 4% снизилось количество заявок на перевозки из Ленинградской в Московскую область.
При этом, если региональные перевозки растут, то о маршрутах внутри крупных городов, а также между ними этого сказать нельзя. Такая тенденция выглядит логично в условиях пандемии, когда многие жители старались проводить как можно больше времени за городом. В частности, количество заявок на перевозки по Москве снизилось на 6%, внутри Санкт-Петербурга — на 12%, а перевозки из Северной столицы в Москву просели на 13%. Зато увеличилось число перевозок из Новосибирска в Кемерово (+18%) и в Омск (+11%).
Также по итогам 2020 года подрос объем перевозок самых популярных категорий товаров. Число заявок на перевозку товаров народного потребления увеличилось на 15%, а продуктов питания — на 16%. Также стоит выделить существенный рост перевозок товаров бытовой химии (на 32%), автомобилей (на 42%), грибов (на 52%), мороженого (на 42%), игрушек (на 41%), зерна (на 31%) и бытовой техники (на 46%). Снижение объемов зафиксировано лишь в небольшом количестве категорий: например, падение продемонстрировала категории «перевозка птицы» (на 30%) и «табачные изделия» (на 22%).
Несмотря на тяжелый кризисный год, который в целом привел к спаду экономики, отрасль грузоперевозок в итоге завершила его, продемонстрировав небольшой рост. Весенние ограничения нанесли серьезный удар по рынку, но уже к лету все восстановилось, а осенние ограничения на него практически не повлияли. Нужно отметить, что участники рынка автомобильных грузоперевозок проявили гибкость и способность быстро подстраиваться к условиям и по-другому выстраивать бизнес-процессы. В целом, итогом 2020 года можно назвать то, что рынок встал на путь трансформации: автоматизация и сокращение ручного труда перестали быть просто словами, которые произносятся на конференциях, а стали реальной практикой, – комментирует Святослав Вильде, управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU. |
На март перевозки температурно-чувствительных грузов в России осуществляют порядка 80-100 тыс. «рефов»
В марте 2020 года стало известно о том, что количество REF-автофургонов и полуприцепов-рефрижераторов определяет продажи ХОУ. За 2019 год было зарегистрировано порядка 10 тысяч транспортных средств с пометкой REF – это полуприцепы и фургоны. По данным на март 2020 года всего в России осуществляют перевозки температурно-чувствительных грузов порядка 80 000 – 100 000 «рефов». Из них порядка 3-3,5 это полуприцепы, остальное это фургоны и «малотоннажка». Почти 50% рынка фургонов с рефустановками– это Газели, и такое соотношение сохраняется в течение последних 5 лет. Подробнее здесь.
2017 год: Рынок грузоперевозок в России оценили в 0,7 триллиона рублей
За 2017 год российскими грузовиками, число которых достигает почти 6,5 миллионов штук, перевезено грузов в объеме 5,5 миллиардов тонн. Цифры, на первый взгляд, астрономические, но это только на первый взгляд. В действительности транспортные компании обрабатывают примерно 30% всех российских грузов. Остальные 70% грузов их владельцы доставили своими силами[2].
Эксперты говорят, что рынок грузоперевозок – это жесткий рынок заказчика. Именно заказчик (владелец груза) диктует условия. Помимо этого, рынок карго не прозрачный, в нем много посредников, диспетчеров и т. д.
Касательно прибыльности, предприниматели считают, что это рентабельный бизнес. Конечно, если соблюдаются определенные условия, например, предприниматель не закредитован и количество машин, приобретенных в лизинг, не превышает разумных пределов. В бизнесе не редки случаи, когда предприниматель не всегда правильно рассчитывает свои силы, набирает в лизинг машины и уходит «в минус».
- У нас редко какой производитель имеет у себя под боком железную дорогу. В подавляющем большинстве случаев – 99% – груз надо еще довезти до железной дороги. А чаще всего в последнее время вообще используется автомобильный транспорт, чтобы от двери до двери доставить: от грузоотправителя до грузополучателя, – говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Рынок автомобильных перевозок в прошлом году (2017-й) вырос на 15% и превысил 733 миллиарда рублей. Большая часть рынка – сегмент полной загрузки, это когда заказчик оплачивает маршрут или полностью машину. Пятая часть рынка – сборные грузы. По оценкам экспертов, это наиболее растущий сегмент: в этом году ожидается, что его объем превысит 180 миллиардов рублей. На опасные грузы приходится не более 7% рынка.
Драйвером роста сегмента сборных грузов эксперты называют развитие так называемого e-commerce: доставка грузов, заказанных (приобретенных) в интернете. Объем доставок товаров из интернета растет примерно на 20-30 процентов ежегодно. Большую часть таких грузов перевозятся на грузовиках. Железная дорога сборными грузами не занимается: слишком заморочено для них. А вот автомобильные предприниматели с охотой берутся за оказание этих транспортных услуг и даже в погоне за клиентом готовы пойти на снижение стоимости перевозки на сверхдлинных маршрутах.
Также открытие движения для грузовиков на крымском мосту стало для отрасли знаковым событием. Грузопоток по мосту увеличился на треть по сравнению с паромной переправой – до 1000 фур в день.
- Здесь уже абсолютно однозначно надёжное сообщение, которое позволяет планировать поставки товаров, комплектующих изделий, по-другому выстраивать экономику и взаимодействие предприятий. Это другое построение экономики в самом Крыму, – говорит Сергей Катырин.
Пока по крымскому мосту можно перевозить не все груза – опасные под запретом. Однако в российском минтрансе пообещали, что уже к зиме по мосту пойдут бензовозы.
В России сегодня работают 20 тысяч транспортных фирм и почти 2 миллиона ИП, у которых в гараже зачастую всего один грузовик. Средний показатель по стране – около 30 автомобилей на фирму. Предприниматели охотно пользуются специальными мобильными приложениями, через которое можно получать заказы. Подобные сервисы появились недавно. Это своеобразный «убер для грузоперевозок», с его помощью разработчики борются с экспедиторами, устанавливающими драконовские тарифы.
Касательно комиссионных, которые забирают себе экспедиторы (посредники), то специалисты отрасли говорят, что есть три месяца ажиотажа, когда комиссия минимальна. Это ноябрь, декабрь и первая половина января. Комиссия в эти месяцы составляет 5-7%. В остальные же 9 месяцев в году посредники наживаются, по мнению предпринимателей, на своих клиентах, когда размер комиссии может доходить вплоть до 40-50%. Однако средний размер комиссии – 20-25%.
Еще из экономики отрасли – про себестоимость. Большую часть, более трети – порядка 35% – в себестоимости грузоперевозки составляет заработная плата водителя. Чуть меньше трети – топливо. В цену также закладывается амортизация – десятая часть. Еще порядка 20% от тарифа уходит на ремонт грузовика. Сама рентабельность, прибыль транспортной компании – около 5%.
Как и в любом бизнесе, в карго тоже есть так называемые «серые» игроки, работающие исключительно для себя, не платящие налоги и т. д. По подсчетам экспертов, «серые» перевозчики «провозят» мимо бюджета порядка 500 миллиардов рублей ежегодно. По объему это сравнимо с легальным карго-бизнесом.
Проблемы, с которыми сталкиваются игроки отрасли, не ограничиваются высокой стоимостью услуг посредников или низким уровнем рентабельности.
- У меня в основном не габаритные грузоперевозки по ХМАО, ЯНАО. Но в целом по отрасли, я думаю, проблемы у всех одинаковые, что большие машины, что поменьше. Проблема одна самая главная: финансы и постоянный рост затрат. Прежде всего, конечно же, это рост стоимости дизельного топлива, транспортный налог – у меня порядка 30 тысяч рублей за машину. Это такая сумма выходит на большегрузы весом более 12 тонн, – говорит Марсель Габдулхаков, руководитель автотранспортной компании из Башкирии.
- Раньше говорили, что транспортный налог отменят, и эту отмену компенсируют ростом стоимости топлива. Однако и топливо дорожает, и налог никуда не делся. Еще и НДС с нового года увеличился. А это значит, что импортные запчасти, цена на которые и без этого до космоса взлетели, станут еще дороже. Тут, конечно, есть вариант: переходить на отечественную технику. Можно, конечно, но есть одно большое «но»: качество, – говорит Марсель Габдулхаков.
- У нас предложение подготовить закон «О грузовых автомобильных перевозках». Стать перевозчиком сможет только тот, кто находится в реестре: зарегистрирован, как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены, – говорит Сергей Катырин.
2012 год
По итогам 2012 года именно на автомобильные грузоперевозки пришлось практически 70% всего объема перевозок страны. В натуральном выражении рынок автомобильных грузоперевозок вырос на 2,9% и составил 5829 млн. т (данные DISCOVERY Research Group).
Однако ввиду того, что автомобильный транспорт наиболее популярен с точки зрения доставки грузов на короткие расстояния, их доля в общем грузообороте страны очень незначительна и составляет всего 5%. В натуральном выражении грузооборот автомобильного транспорта в 2012 году составил 248 млрд. т-км. против 223 млрд. т-км. в 2011 году.
2013 год
На 2013 год день в России зарегистрировано более 46 тыс. предприятий, предлагающих услуги автомобильных грузоперевозок. Среди них есть как и крупные компании, которые уже зарекомендовали себя на рынке и имеют крепкую клиентскую базу, так и небольшие, доля которых составляет более 70%. Наряду с этим на рынке можно выделить новый сегмент средних игроков, которые при грамотной организации работы вполне могут составить конкуренцию даже крупным участникам рынка. Все активнее развивается сегмент региональных грузоперевозок, на долю которого приходится около 40% рынка.
Обостряется конкуренция и на рынке контейнерных отправок, а также транспортировки скоропортящихся, продовольственных и других грузов на расстояниях до 2000 км.
Специалисты считают, что у рынка автомобильных грузоперевозок есть все шансы для дальнейшего успешного развития. Во-первых, за счет строительства новых и ремонта уже существующих автодорог. Во-вторых, за счет появления на рынке грузового транспорта новых видов грузовых автомобилей, создания более выгодных и эффективных условий приобретения грузовой техники в лизинг или кредит. В-третьих, за счет роста конкуренции, в том числе всплеска активности зарубежных автоперевозчиков, результатом которого должно стать создание оптимальных цен и улучшение качества предоставляемых услуг.